Ребенку 7 лет - Vodako.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ребенку 7 лет

Психология ребенка 7 лет

В жизни семилетнего ребенка происходят кардинальные изменения. Он идет в школу, появляются новые требования к нему и меняется отношение окружающих. Он взрослеет.

Возраст 7 8 лет считается одним из главных переломных моментов в жизни мальчика или девочки.

Сейчас на ребенка стоит обратить особое внимание и помочь ему совершить переход к жизни школьника наиболее безопасно и комфортно.

Что происходит с ребенком в 7 лет: особенности возраста

К 7-8 годам у детей меняется ведущая деятельность и стиль жизнь.

Теперь игра – не главное занятие, фокус с нее переходит на учебу и более осознанные отношения со сверстниками.

Ребенок становится школьником. Его основная среда меняется очень резко, семилетке приходится знакомиться с одноклассниками и учителями, адаптироваться к правилам общения и поведения. Эти нормы могут сначала вызвать отторжение, хотя в этом возрасте многие дети быстро втягиваются в новую систему.

Игрушки и очень тесное общение с родителями отходят на второй план. Ребенок обращает все больше и больше внимания на друзей и самого себя. Это постепенный процесс, который будет продолжаться и достигнет максимума к подростковому возрасту.

Формируется социальный интеллект и самосознание. Школа этому способствует: дети обращают внимание на разные стороны друг друга, дают клички и более глубоко, чем раньше, выражают свои чувства по отношению к другим.

Появляются оценки учителей. Из-за плохой успеваемости самооценка школьника может снизиться, или двойки могут способствовать становлению самосознания “хулигана”. По большей части самооценка семилетки зависит как раз от внешних факторов.

Большой плюс школьной системы – отсутствие оценок как таковых в первом классе. Это возможность привыкнуть к новой системе.

Младшие школьники плохо управляют своими эмоциями. Они могут быть чересчур вспыльчивыми, могут много плакать при малейшем стрессе и начинать скандалы в семье.

У детей в 7 повышается утомляемость и раздражительность. Это может происходить по нескольким причинам: сильная нагрузка в школе, ухудшение отношений с родителями, новые требования и просто возрастная особенность растущего организма.

Кризис семилетнего возраста

Кризис семи лет возникает, когда ребенок переходит из дошкольного в младший школьный возраст. Его психология меняется.

Ребенок хочет повзрослеть и стать похожим на значимых для него взрослых.

Для родителей воспитание ребенка в кризисе может быть крайне сложным, потому что из непосредственного и наивного малыша он превращается в непослушного школьника.

Признаки кризиса семи лет:

  • Непослушание
  • Упрямство
  • Отказ от всего детского
  • Подражание взрослым
  • Слишком сильная эмоциональность и агрессивность
  • Потеря спонтанности (непосредственности) в поступках и словах
  • Обострение реакции на критику

Ребенок начинает отрицать нормы, которые считает «слишком» детскими, например, ложиться спать в девять. Также он может не выполнять просьбы, кажущиеся ему бессмысленными, спорить со взрослыми. Особенно это актуально для мальчика. Все это доказывает стремление семилетки повзрослеть и показать возникшую у него собственную позицию.

Происходит развитие самосознания и эмоционального интеллекта. Семилетка осознает свои переживания и учится их описывать. Он может обобщать повторяющиеся ситуации, появляется логика переживаний. Он начинает ориентироваться в своих чувствах и чувствах других, понимать, как они возникают и что с ними делать.

У семилетки формируются ценности. Развивается образное мышление, и он ищет ответы на вопросы о том, что такое добро и зло, что правильно и неправильно. Система ценностей строится из увиденного и услышанного во время учебы, из внутренних переживаний и социального опыта.

Формируется социальное “я”. Семилетние дети находят путь начальной степени самоопределения и выражения своей личности. Они выстраивают отношения с одноклассниками, друзьями и людьми в целом более осознанно, намечают варианты общения и ищут свое место в обществе.

Родителям во время кризиса нужно запастись терпением и выдержкой. Стоит давать детям время и свободу пережить кризис, но не забывать о внимании и поддержке – сейчас она необходима.

Советы по воспитанию ребенка 7 лет

Говорите с ребенком на равных

Для семилетнего мальчика и девочки очень важно понимать – родители их уважают и ценят их мнение. Даже если что-то в словах детей не логично, не стоит отмахиваться от них и закрывать глаза на то, что они пытаются сказать. Это может привести к излишней скрытности ребенка и потере авторитета родителей. Нужно не критиковать, а вступать в дискуссию, не заканчивать разговор, а спокойно выражать свое мнение по поводу слов семилетнего, разъясняя ему свою позицию.

Также стоит перестать обращаться к детям как к малышам. Уменьшительно-ласкательные формы, “детская” манера разговора и подход “он же маленький, ничего не понимает” могут привести к раздражению школьника или, даже закончится скандалом и избеганием разговоров с родителями.

Не смейтесь над школьником

Насмешки, глупые прозвища и совершенно несерьезное отношение скорее всего обидят семилетнего надолго, а родители потеряют его доверие. Нужно думать над своими даже самыми безобидными словами, дети в 6-8 лет очень чувствительны к мнению других людей, особенно родителей.

Не пропускайте достижения

Как можно чаще хвалите детей за дело. Самооценка человека сильно падает, когда его достижения остаются без внимания. Обращайте внимание на любые достижения — от пятерки по математике и убранной комнаты до победы на конкурсе.

Нужно концентрироваться на том, что у него получается.

Это поможет найти любимое занятие, знать, что он достоин похвалы, что его любят. Позитивная обратная связь еще долго будет помогать в жизни и давать чувство уверенности в себе.

Поддерживайте увлечения и стремления

В семилетнем возрасте человек начинает искать себя. Он мечтает, представляет будущее думает, чем бы ему хотелось заниматься. Часто семилетка думает, что его нынешнее хобби — на всю жизнь, что показывает всю важность увлечений для детей этого возраста.

Сейчас возраст, когда можно и нужно пробовать.

Поэтому нельзя отвергать новые идеи и желания чем-либо заниматься, а лучше поддерживать эти желания и, например, помочь записаться в кружок.

Не осуждайте

Детям важен отклик родителей на рассказы об их чувствах и о том, что происходит в жизни.

Осуждение – прямой путь к потере доверия между вами и уверенности в себе у ребенка.

Не забывайте, что сейчас ему может быть тяжело в школе и общении. Единственный путь помочь — поддержка и любовь. Ваша негативная оценка оставят неизгладимый след на психологии ребенка 7 лет и вашей репутации в его глазах.

Девочки и мальчики к семи годам

Когда ребята идут в школу, появляется более четкое разделение на девочек и мальчиков как в социальном плане, так и в психологическом.

Дружба первоклассников чаще всего однополая. Интересы мальчиков и девочек начинают расходиться.

Первоклассницы больше говорят о красоте и учебе, обычно они более прилежны и получают лучшие оценки, чем мальчики. Проблем с поведением девочек в школе и в семье почти обычно меньше.

Многим первоклассницам знакомо соперничество за внешний вид.

Здесь нужна поддержка со стороны родителей. Говорите девочкам об их красоте и умственных способностях, о том, что люди могут обижать других, говоря неприятные вещи. Но это совсем не обязательно является правдой.

Не бойтесь смены стиля и дайте девочке быть самой собой, лучше помогите в этом.

Это касается не только имиджа, но и поведения. Если ваша дочь не вписывается в «девочковую» компанию, не хочет болтать о мальчиках и одежде, учиться шить и готовить, это нормально. Помогите своей девчонке стать уверенной и свободной, а не «нормальной» с точки зрения остальных. Курсы по развитию уверенности для детей плюс поддержка семьи помогут ей заметить свою уникальность и сильные стороны, научиться верить в свои силы. А это – ключевой навык для успешного будущего ребенка.

Мальчики же по большей части грубее, серьезнее и более вспыльчивы. Общество как будто позволяет им больше, чем девочкам.

Не нужно строить воспитание мальчика на жёсткой позиции «будь мужчиной».

Сюда входит и установка о том, что «мужчины не плачут», обязательно интересуются спортом и мечтают о якобы «мужских» профессиях.

Мальчики имеют право плакать сколько хотят и любить делать что хотят.

Им не меньше, чем девчонкам, нужна помощь и любовь. Папы не должны стесняться обнимать сыновей, проявлять нежность и оказывать поддержку. Даже если мальчишка кажется самым твердым и грубым на свете, ему может быть больно от насмешек со стороны родителей и сверстников, отвержения его увлечений.

Скрытые, невыраженные эмоции плохо сказываются на здоровье и психике ребёнка. Поэтому учиться выражать чувства – необходимо. Курсы по развитию эмоционального интеллекта – хороший вариант. Понимать, что с тобой происходит и почему, уметь сказать об этом будут помогать вашему сыну на протяжении всей жизни.

Если ваш сын пугает вас своей грубостью и раздражительностью, знайте, что это нормально и это пройдёт. Главное — не поощрять подобное поведение и показать положительный пример будущему мужчине.

Для мальчика и девочки нужен пример человека своего пола. В воспитание стоит включать чтение книг и просмотры фильмов о добродетельных, сильных и уважающих других и себя мужчинах и женщинах, не забывать о том, что действия родителей влияют на формирование личности детей.

Помощь психолога и курсы для детей в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. разработаны программы для детей семи лет, на которых под руководством опытных детских психологов мы работаем над развитием необходимых ребятам навыков.

  • Курсы уверенности и развития эмоционального интеллекта помогут ребенку почувствовать собственную ценность, разобраться в себе
  • Курсы общения научат хорошо общаться, разобраться в особенностях отношений с одноклассниками и учителями.
  • Курс «делаю уроки Сам» разработан специально для детей 7 лет и их родителей. Программа поможет ребятам научиться самостоятельно справляться с домашними заданиями. А это поможет сохранить гармонию и хорошие отношения в семье, избежать многих проблем в будущем.

Часто у родителей возникают вопросы по воспитанию детей семи лет. В этом случае можно записаться на консультацию к психологу..

В такой трудный возраст, нужно быть рядом для своих детей. Можно повторять бесконечно — любите, поддерживайте, слушайте и старайтесь понять и. Помогите ребенку быть самим собой для себя и других. Вместе вы все сможете.

Календарь развития ребенка: кризис 7 лет

Семь лет – особый возраст, позади детский сад и первые этапы взросления, ребенок отправляется в школу, становится более самостоятельным. Кажется, родителям можно немного расслабиться.

Однако именно сейчас их ждет кризис семи лет – один из важнейших этапов взросления. Этот переходный период открывает ребенку новый взгляд на мир, позволяет ему перейти на другой уровень развития.

Часто эти положительные изменения сопровождаются негативными переменами в характере: всплеском упрямства, раздражительности, капризности. Известный психолог Людмила Петрановская объясняет, что к этому возрасту у ребенка сформирован «внутренний родитель»: это тот «отпечаток» вас в сознании ребенка, который подсказывает ему, как вести себя в разных жизненных обстоятельствах. Это значит, что ребенку уже не надо постоянно слышать внешний голос родителя, он помнит все ваши установки и может смоделировать вашу реакцию на свое поведение или поведение окружающих.

Но не все мы идеальные родители, и порою нам сложно вести себя правильно с ребенком. Возникают кризисы, и в определенные периоды они обостряются. Как же пережить кризис семи лет с наименьшими потерями?

Развитие ребенка в 7 лет

Ребенок в семь лет – уже сформировавшаяся личность. Он идет в первый класс и уже способен систематически получать и усваивать значительный объем знаний. В тоже время он по-прежнему остается ребенком и нуждается в свободном времени для игр. Также необходимы ему любовь и признание родителей, к семи годам малыш становится очень ранимым, он болезненно воспринимает свои неудачи и неодобрение со стороны взрослых.

Обычно к семи годам ребенок уже умеет:

  • пересказывать или рассказывать длинные связные рассказы;
  • разделять слова на слоги;
  • правильно рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать их, уметь обращаться с ножницами;
  • считать до 20, и в обратном порядке;
  • запоминать до десяти названных слов;
  • рисовать сюжетные рисунки;
  • одеваться;
  • решать логические задачи.

Причины кризиса семи лет

Из работ известных западных и отечественных психологов мы знаем, что кризис семи лет связан с переходом от непосредственного «детского» поведения к осознанному «взрослому». Малыш начинает копировать окружающих его взрослых. Именно отсюда возникает так раздражающее родителей «манерничанье», «кривляние», «передразнивание»: ребенок пробует для себя новые социальные роли. Поэтому он страдает от перепадов настроения и частых приступов раздражения. От кризиса трех лет такое поведение отличается «интеллектуальным» компонентом: малыш уже хочет не просто автономии и самостоятельности, а равной позиции со взрослым, возможности принимать важные для него решения. А ввиду того, что семь лет все же очень юный возраст, родители продолжают действовать по старой схеме. Здесь и возникают конфликты.

Читайте также:  Сельдерей - лечебные свойства и применение в медицине

Как справиться с кризисом 7 лет: 8 правил

Психологи рекомендуют родителям в первую очередь понять, что любой кризис – это временное явление. Перестроиться необходимо не только ребенку, но и родителям. Итак, как справиться с кризисом семи лет?

1. Установите в семье правила для всех, привлекая ребенка к формированию конечного списка

Составьте список семейных правил вместе с ребенком. Пусть каждый из членов семьи предложит свой список, после чего на семейном совете вы вместе составите общий список.

2. Старайтесь общаться с ребенком на равных и задавать вопросы

Приказы и нотации в этом возрасте неэффективны. Ребенок скорее послушает родителя, если тот будет относиться к нему как к взрослому, постарается убедить и доказать свою правоту, а не просто заставить сделать по-своему.

3. Следите за режимом дня ребенка

Как ни странно, но этот простой совет помогает справиться с большинством кризисов у детей и взрослых. К сожалению, современная жизнь в больших городах часто заставляет нас делать исключения из правил: у детей сбивается привычный режим, из-за чего они испытывают сильный стресс. Поэтому родителям важно следить за режимом ребенка. Он должен достаточное время спать, в нужное время принимать пищу, иметь время на общение с друзьями и отдых.

4. Уменьшайте нагрузку, если ребенок устает

Реально оцените возможности ребенка: если малыш имеет проблемы с учебой и быстро устает, не стоит подвергать его повышенной учебной нагрузке, большим количеством секций и других активностей.

5. Старайтесь быть максимально объективными в оценках действий ребенка

Давайте объективную оценку поступкам ребенка: хвалите за успехи, рассказывайте о последствиях его ошибок и вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Это необходимо, чтобы сохранить самооценку малыша.

О том, как повысить самооценку ребенка расскажет клинический психолог, эксперт сайта «Я – Родитель» Екатерина Блюхтерова:

6. Интересуйтесь тем, насколько ребенку комфортно в школе

Психологи советуют больше внимания уделять не тому, что происходит с ребенком в школе, а тем эмоциям, которые он испытывает. Нравится ли ему играть на переменах с новыми друзьями? Какие они – смешные, грустные? Вкусно ли кормят в школьной столовой?

Как задать вопросы о школе, не спрашивая «Как у тебя дела в школе?», читайте здесь.

7. Будьте примером для ребенка и следите за окружением

Вдохновляйте ребенка своим поведением, а не только словами. В семь лет малыши «отзеркаливают» ваше поведение, поэтому в этом возрасте важен положительный пример родителей или других взрослых. Например, если мама или папа сами часами сидят за компьютером, а ребенку не разрешают этого делать, вряд ли он станет слушать их доводы. Также следите за тем, чтобы в окружении ребенка не было «отрицательных» примеров поведения.

8. Играйте с ребенком

Игра – это естественный язык ребенка, утверждает эксперт сайта «Я – Родитель», игровой психотерапевт Елена Пиотровская. Уделяйте внимание расслабленным, свободным играм, ведь сейчас малышу их очень не хватает. Ребенок будет «проигрывать» какие-то кризисные сценарии в жизни, и проблемы уйдут сами собой.

Грамотное поведение родителей в кризисный период играет очень важную роль – оно способствует формированию правильной самооценки, а также отношения к учебе. От того, насколько внимательны будут взрослые, зависит здоровое психологическое развитие юного школьника.

Достаточно ли времени вы уделяете семилетке?
УЗНАТЬ!

Как вести себя родителям в период детского кризиса 7 лет: психология ребенка и возрастные изменения

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • привыкание к учебным нагрузкам;
  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.

Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

  • наигранность;
  • вертлявость, неусидчивость;
  • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
  • передразнивание взрослых;
  • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
  • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

  • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
  • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
  • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.

Кривляние и паясничание – характерные признаки кризисного периода

Самостоятельная диагностика

Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет:

  1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
  2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
  3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
  4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
  5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
  6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
  7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
  8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
  9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
  10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

  1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
  2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
  3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

Причины кризиса

Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Кризис у ребенка 7 лет

Достижение 7-летнего возраста – это очередная важная ступень в развитии ребенка, которую называют «кризисным периодом». Ее главная особенность заключается в том, что малыш начинает посещать образовательное учреждение и считаться школьником. Из-за этих кардинальных перемен в жизни у ребенка появляются проблемы с дисциплиной, и как следствие, недопонимание с родителями. Главная задача взрослых на этом этапе – распознать кризис 7 лет у малыша и помочь ему справиться с ним.

В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

  • манерность;
  • неусидчивость;
  • необъяснимое вредительство;
  • попытки передразнивания или копирования взрослых;
  • неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

  • сравнении себя с товарищами;
  • заниженной оценке собственных возможностей;
  • поисках авторитета;
  • кляузах и пакостях;
  • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет.

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

  • За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
  • Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
  • Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
  • Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
  • Его увлекают только игры со сверстниками. Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
  • Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
  • Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
  • Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
  • Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
  • Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

  • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
  • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
  • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет

Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.

Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:

  • Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
  • Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
  • Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
  • 7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов. Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.

Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.

Базовые рекомендации родителям

Изменение образа жизни, позиции и поведения ребенка вынуждает старших отправляться на поиски новых методов взаимодействия с ним. Своевременная подготовка к вступлению в социальную роль позволит вчерашнему дошкольнику развить социальные навыки и быстро адаптироваться к школе.

Базовые рекомендации родителям:

  • Установите четкий режим дня. Не позволяйте малышу долго засиживаться за просмотром телевизионных программ и просыпаться по утрам поздно. Приучите его начинать свой день и отходить ко сну в одно и то же время. Четкий режим дня облегчит переход к школьной жизни и для родителей, и для малышей.
  • Познакомьтесь с учительницей и покажите ребенку здание школы. Обязательно посетите со своим чадом день открытых дверей. Расскажите ему о его новой роли. Если в первый школьный день ученик знает, как обращаться к учителю и где находится кабинет, он почувствует себя в разы увереннее.
  • Обсудите с малышом новые требования и возможности. Четко очерчивайте границы его прав. Создайте у ребенка ощущение, что новые требования – это проявление доверия. Ранее он не мыл за собой чашку, так как мог ее разбить, а сейчас он уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы выполнить это задание.
  • Больше свободы. Закрепляйте за ребенком новые обязанности, но не принимайте за него решения о сроках и времени их выполнения. Удерживайтесь от ограничивающих фраз вроде «Чтобы через 10 минут здесь был порядок!» и «У тебя 5 минут на мытье посуды». Не вмешивайтесь в действия ребенка, пока он не попросит у вас помощи.
  • Покажите малышу последствия его поступков. Если он саботирует мытье посуды, продемонстрируйте ему ситуацию, в которой совсем нет чистых тарелок. Когда ребенок игнорирует просьбы и уговоры и не делает домашнее задание, позвольте ему получить запись в дневник и первую «двойку». На первый взгляд такие действия кажутся демонстрацией безразличия. Но на самом деле они научат малыша брать ответственность за свои поступки.
  • Не забывайте об играх. Ребенок не может сразу перестроиться на «взрослый режим». Помогите ему в этом: просите посчитать сдачу в магазине, написать записку для папы, прочитать вывеску на здании и так далее.
  • Поощряйте общение со сверстниками. Приглашайте старых друзей ребенка домой и знакомьтесь с его одноклассниками. Анализируйте, как проходит кризис 7 лет у других детей.
  • Не торопитесь. Ваш ребенок обязательно скоро станет взрослым и самостоятельным человеком. Сейчас он только вступил в новый этап развития. Позволяйте ему иногда лениться.

Это интересно

Не проявляйте заботу в тотальном контроле и повышенных требованиях. Дайте ребенку возможность «дышать полной грудью». Облегчить протекание переходного периода под названием «кризис» поможет пересмотр отношения к чаду и расширение границ его свободы. Объясните малышу важность тренировки внимания и памяти, но оставьте длительность занятий на его усмотрение. Однако не забывайте и об осторожном наставлении – игры «Подводные лодки» и «Космос» могут так увлечь школьника, что он потеряет счет времени.

Помогайте ребенку своевременно заканчивать свои дела. Ему стоит отходить ко сну в одно и то же время, чтобы иметь возможность восстановить силы для новых свершений.

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.
Читайте также:  Как приучить ребенка засыпать самостоятельно. Советы родителям.

Сохранение детства

Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Что должен уметь ребенок в 7 лет

Семилетние дети – это, как правило, уже учащиеся первого класса. Данный возраст характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, повышенной активностью, желанием детей найти новых друзей, стремлением влиться во взрослую жизнь со всеми её перипетиями. Поскольку это качественно новый этап и, к тому же, в недалёком будущем предстоит очередной возрастной кризис, родителям необходимо понимать, что должен уметь ребенок в 7 лет, и как помочь ему безболезненно адаптироваться к новым для него условиям.

Физиология и психология семилетних детей

Вес ребёнка в этом возрасте достигает 20-26 килограммов, а рост – 115-126 сантиметров. Такие показатели считаются средними, причём девочки обладают более скромными параметрами, по сравнению с мальчиками.

Для семилетних детей характерно проявление анатомических, физиологических и психических изменений. Выражается это во многих важных процессах детского организма:

  1. Физически малыш стремительно развивается – у него идёт интенсивное окостенение, во время которого хрящевая ткань заменяется костной, быстро растут кости конечностей, более очерченным становится позвоночный столб. В этот период ребёнок должен обязательно получать в своём меню важные для этого микроэлементы и витамины.
  2. Поскольку с 6 лет молочные зубы у деток сменяются на коренные, родители должны следить за качественной гигиеной рта и, при возникновении проблем, сразу же обращаться к врачу, чтобы избежать патологических процессов в дальнейшем.
  3. Укрепляется мускулатуры ребёнка, особенно, у мальчиков – для её равномерного наращивания физические упражнения необходимы, но желательно, чтобы малыш не переутомлялся.
  4. Значительно повышаются многие функции нервной системы у семилеток, что определяет качество их памяти, внимания, двигательных навыков.

Читайте также:

Психическое развитие ребенка в 7 лет предусматривает формирование произвольного внимания и мышления, которое следует совершенствовать – любая заинтересовавшая ребёнка информация хорошо им запоминается, и это надо поощрять. Детки в 7 лет уже могут мыслить абстрактно, могут выражать своё логическое восприятие словами, самостоятельно находят разрешение довольно сложных ситуаций.

Всё, что ребёнок должен уметь в семь лет, во многом, зависит от психики, на совершенствование которой влияет множество внешних сопутствующих факторов:

  • появление дружеских связей с детьми – одноклассниками и живущими по соседству;
  • моральное напряжение из-за новых правил и требований;
  • осознание новой социальной роли и ответственности.

В то же время, старший дошкольник постепенно отходит от влияния родителей, становясь всё более самостоятельным и независимым, однако, он по-прежнему нуждается в их помощи.

Конечно, будущие успехи малыша зависят от его подготовленности, поэтому зная, что должен уметь ребенок к школе, можно восполнить некоторые пробелы путём ежедневных занятий.

Как подготовить ребенка к школе : видео

Что должен уметь ребенок в 7 лет (девочки и мальчики) к школе

Ребёнок перед школой должен обладать многими навыками – физическими, умственными, социально-бытовыми. От этого зависит его успешность и взаимодействие с учителями и другими учениками. Посмотрим, что должен уметь делать нормально развитый семилетний ребёнок.

Результаты физического развития:

  • совершенствование крупной моторики позволяет детям свободно пробегать по пересечённой местности, благополучно минуя ямы, овраги, преодолевая возвышения;
  • с разбега прыгать на двух ногах в высоту и длину;
  • лазать по спортивной стенке, подниматься и спускаться с лесенки;
  • поддерживая равновесие, проходить по узкому бордюру, доске, бревну;
  • более ловкими становятся движения рук и пальцев, благодаря чему малыши способны вырезать ножницами фигуры из бумаги, копировать рисунки и изображения с помощью карандаша и красок, расстёгивать молнии и пуговицы, лепить причудливые фигурки, собирать сложные сооружения из элементов конструктора, грамотно держать письменные принадлежности.

В таких дисциплинах, как правописание и арифметика, у детей также наблюдаются успехи:

  • они умеют пользоваться измерительными инструментами;
  • применять линейку и угольник;
  • вычитать и складывать числа;
  • считать до двадцати;
  • писать буквы;
  • собирать длинные предложения;
  • произносить слова с правильным ударением;
  • читать (медленно или быстро, некоторые делают это по слогам).

У ребёнка идёт активное познание окружающей обстановки, в связи с чем психическое развитие и кругозор поднимаются на более высокий уровень:

  • дети могут анализировать события, действия взрослых и ровесников;
  • способны адекватно принимать новые правила, как в школе, так и в играх;
  • учатся принимать чужое мнение;
  • становятся более ответственными за свои поступки;
  • могут подолгу сосредотачиваться на одной задаче;
  • проявлять сочувствие, заботу к окружающим людям.

Многие матери и отцы интересуются тем, что нужно уметь в 7 лет девочке. В отношении учёбы то же, что и мальчику, а в социально бытовом плане малышке, желательно, знать, как:

  • подметать и убираться в комнатах;
  • гладить (под контролем мамы);
  • поливать домашние растения;
  • накормить животное;
  • поставить на стол тарелки, положить столовые приборы;
  • сложить вещи в комод;
  • приготовить простое блюдо на завтрак;
  • вымыть за собой грязную посуду.

Некоторыми домашними делами может заниматься и мальчик, уметь 7 лет он должен:

  • чистить свою обувь, транспортное средство (самокат, велосипед);
  • помогать отцу при ремонте бытовых приборов или машины;
  • наводить чистоту в ванной комнате после купания и умывания;
  • выносить отходы в мусоропровод;
  • собственноручно собирать ранец;
  • полоть сорняки;
  • выгуливать и кормить домашних питомцев;
  • разогревать еду в микроволновой печи.

Что должен уметь ребенок в 7 лет? В целом, семилетка должен знать и уметь всё, что связано с его окружением – людьми, вещами, бытовыми приборами, техникой, основами поведения. Хорошо, если дополнительно он обладает знанием природы, интересуется географией, творческими занятиями, книгами и фильмами об истории планеты. При таком багаже и хорошей коммуникабельности, малыша можно считать подготовленным для перемен, связанных с поступлением в школьное учреждение.

Кризис возраста семи лет

В 7 лет ребёнок активно приобретает новые умения, расширяет запас знаний, благодаря учёбе, но не всем малышам это даётся легко. Порою ежедневный труд, отсутствие свободного времени для отдыха, сильное напряжение, вследствие приспособления к новому распорядку дня и правилам, делают ребёнка более замкнутым и конфликтным с близкими ему людьми. В его поведении появляются капризы, противостояние запретам, открытый протест.

Причинами таких перемен является:

  • осознание ребёнком своего нового статуса;
  • переоценка ценностей, связанная с новыми потребностями в мире взрослых;
  • неготовность к реализации этих потребностей из-за ограничений, установленных родителями.

Непослушание – это только один из признаков кризиса, малыш может проявлять откровенную озлобленность по отношению к своим домочадцам, вести себя грубо и вызывающе. Всё это делает детей неуправляемыми, тем более что ребёнок начинает воспринимать отца и мать не только, как своих родителей, но и как приятелей.

Однако этот негативный этап взросления и развития может быть ярко выраженным не у всех деток. Главное, поддержать малыша, ведь под влиянием отдельных неудач, в этот момент у него может сформироваться комплекс по отношению к своим способностям.

Чтобы пережить негативный период с меньшими потерями, психологи советуют соблюдать некоторые рекомендации при воспитании дочки или сына:

  • необходимо разговаривать с малышом, обсуждать с ним его успехи и промахи, прислушиваться к его мнению по разным вопросам;
  • следует и дальше поддерживать в ребёнке его желании всё делать самостоятельно, если невозможно отменить какой-то запрет, ему придётся объяснить причину отказа;
  • перед поступлением в школу или в её стенах у детей возникает множество важных для них вопросов, поэтому родителям важно давать им исчерпывающие ответы и объяснения;
  • чтобы у первоклассника сохранялась вера в свои силы, его необходимо поощрять, пусть даже это незначительное достижение;
  • важно, чтобы детки умели откровенно высказывать свои переживания, желания, всё, что их радует и беспокоит – этому придётся их научить;
  • отец и мать и сами должны показывать хороший пример, как можно управлять своими отрицательными эмоциями, а для этого они никогда не должны выражать при ребёнке своё недовольство, раздражение, тем более, гнев.

К сожалению, кризис неизбежен, и пережить его всё равно придётся, но в этом есть и положительный момент – такое взросление сделает малыша более подготовленным к непростой школьной деятельности.

Как помочь ребёнку во время обучения

Если малыш уже учится и испытывает некоторые трудности, задачей родителей является разъяснение учебного материала. Проблемные ситуации при изучении различных предметов должны решаться в дружелюбной обстановке, а важный учебный материал может подаваться путём интересного для ребёнка игрового процесса.

Также можно посоветовать родителям:

  • подбирать школьное заведение в соответствии со способностями и индивидуальными особенностями малыша;
  • чаще поощрять ребёнка, и не выражать своё разочарование при временных неудачах;
  • при неготовности детей к школе, есть смысл записать ребёнка в первый класс годом позже;
  • давать малышам достаточно времени для простых развлечений и веселья – ребёнку необходим такой отдых от серьёзных дел;
  • больше доверять малышу, стимулируя дальнейшее развитие самостоятельности.

Понимая, что должен уметь ребенок в 7 лет, взрослым следует позаботиться о совершенствовании его умений заранее – в идеальном варианте, обучающие занятия нужно проводить в течение всей его жизни, практически, спустя несколько месяцев после его рождения и до самого поступления в школу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector