Ребенок идет в первый класс: как подготовить родителей к школе - Vodako.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ребенок идет в первый класс: как подготовить родителей к школе

Как подготовить к школе. родителей?

И нет в этом ничего страшного или стыдного. Ведь родители не могут заглядывать в будущее. Сначала у них был грудничок – маленький комочек счастья и они переживали, что не справятся с ним. Прошло время, малыш пошел в ясельную группу, потом в старшую группу детского сада. И родители тоже переживали, хотели все сделать правильно. Теперь же ребенка нужно вести в первый класс. Теперь они родители школьника – уже почти взрослого человека. Поход в школу – очень важный момент в жизни не только ребенка, но и всей семьи, поэтому волнение родителей – неудивительно.

Он уже взрослый

Первое, что нужно помнить родителям будущего школьника – важно научить ребенка самостоятельно находить развлечения. Помните, что в школе ребенок предоставлен сам себе на более длительный срок, чем в детском саду. Если малыш будет знать, чем заняться на перемене, во что поиграть с одноклассниками – ему будет гораздо легче адаптироваться к школе. Чем раньше вы начнете воспитывать самостоятельность в своем ребенке – тем спокойнее вы за него будете, когда он пойдет в школу.

Поэтому не следует постоянно быть рядом, навязывать только свою компанию. Например, если вы идете в магазин, лучше всего спросить самого ребенка, хочет ли он пойти с вами. Не решайте за него: не тащите с собой и не оставляйте дома одного. Если вы будете спрашивать о его желаниях, будете учить его находить компромиссы и идти друг другу на уступки – это хорошо повлияет на его жизнь в коллективе.

Но, конечно, самостоятельность заключается не только в праве выбора, но и в поступках. То есть, вы должны доверять своему ребенку и быть уверенными в том, что можете спокойно оставить его одного дома. Он должен уметь подогреть себе еду и найти себе занятие, пока вас нет дома. Поэтому еще в детском саду постепенно приучайте его к самообслуживанию. Разумеется, он должен уметь самостоятельно одеваться и собирать свои вещи в детский сад, а потом и в школу, должен знать основы безопасности.

Конечно, не стоит оставлять ребенка одного каждый день и подолгу. Но постепенно он должен привыкать к самостоятельной жизни. Чем раньше вы начнете такую подготовку, тем легче ребенку в будущем будет заботиться о себе. В общем, если вы будете спокойны, когда ребенок остается один дома, то вам будет спокойнее за него и тогда, когда он в школе.

Воспитание: в школе или дома?

Главным конфликтом между родителями и школойчасто становится вопрос: кто должен воспитывать ребенка?

Очень часто родители пытаются снять с себя любую ответственность, утверждая, что учителя должны давать ребенку не только знания, но и основы воспитания. Учителя в свою очередь говорят, что их работа предусматривает только преподавание материала, а семья на то и семья, чтобы заниматься воспитанием ребенка. Конфликт этот не сможет разрешиться до тех пор, пока родители и учителя не поймут, что ребенка воспитывает и школа, и семья, и другие окружающие люди. Следовательно, ответственность за моральное становление ребенка лежит на всех.

В любом случае, если вы хотите спокойной дружеской атмосферы в школе для вашего ребенка – не стоит затевать подобные споры с учителями. Более того не стоит отделять школу от семьи, ведь как уже было сказано, как школа, так и семья, в комплексе влияют на ребенка. Поэтому и работать они должны сообща. Войдите и в положение учителей: в классе около тридцати учеников, плюс масса бумажной работы, домашние задания и подготовки к будущим урокам. Разве можно ожидать от учителя еще и индивидуальной воспитательной работы с каждым учеником?

Поэтому, как ни крути, ответственность за собственного ребенка не удастся перевесить на чужие плечи. Именно вашей задачей будет развитие в ребенке самостоятельности, умения общаться и находить общий язык с окружающими людьми. От вашего воспитания будет зависеть, насколько ребенок эмоционально устойчив и готов к обучению. Он должен быть дисциплинирован, уметь держать себя в руках.

В то же время, ребенок должен уметь за себя постоять. Но не стоит воспитывать в ребенке «бунтарский дух». Многие родители часто используют именно такой метод, чтобы ребенка никто не обижал в школе. Но такой подход лишь навредит ребенку. Если он будет грубить и драться, учителям придется «осаживать» его. В таком случае кроме нелюбви к школе и дисциплине, у ребенка не сформируется ничего. Ему будет казаться, что учитель несправедлив к нему, ведь папа разрешил отвечать на обиды таким образом. Помните, ваша основная задача – это научить ребенка быть частью коллектива и при этом оставаться индивидуальностью.

Дети и учителя

Отношения ребенка с учителем – отдельная тема. В младшем школьном возрасте авторитет учителя становится у ребенка выше, чем родительский авторитет. Ребенок готов беспрекословно выполнять все задания учителя, он восхищается им и так далее. Вы же должны объяснить ребенку, что не стоит во всем соглашаться с учителем. Любой взрослый человек, в том числе, педагог, может ошибаться, может быть грубым и несправедливым. Поэтому ваш ребенок, несмотря на уважение к учителю, не должен ловить каждое его слово и раболепствовать перед ним.

В случае, если ребенок не находит с учителем общего языка, вы тоже должны объяснить малышу, что иногда нужно быть умнее и не доводить до конфликта. Даже если учитель неправ, не всегда нужно до конца стоять на своем. Обучите ребенка дипломатии: он может оставаться при своем мнении, но не показывать это учителю. Пусть он научиться играть роль подчиненного. Это не лицемерие и не ложь – а способ найти компромисс, если отношения с учителем не ладятся.

Почему малыш боится идти в школу?

Первый поход в школу не должен ассоциироваться у ребенка со страхом. Родители часто воспитывают малыша, говоря ему, например, что он непослушный и в школе его будут постоянно ставить в угол. Или, что он не умеет читать, и его выгонят из школы. Таким образом, у ребенка еще в дошкольном возрасте формируется страх перед школой. Он будет бояться учителя, бояться отвечать на уроке, будет вести себя зажато и несмело.

Правильнее будет наоборот заинтересовать ребенка обучением в школе. Рассказывайте малышу, чему он там научится, как много у него будет интересных занятий, со сколькими сверстниками он познакомится и подружится. Это будет прекрасная мотивация для ребенка, и он с удовольствием побежит в школу.

Большие нагрузки

Родителям не стоит переживать о большой нагрузке, которая будет давить на малыша. Сейчас все родители уверенны, что ребенок не сможет высидеть 45 минут урока без движения. Но на сегодняшний момент почти во всех школах уроки в начальной школе длятся пол часа, да еще и через 15 минут урока проводится физкультминутка. Не думайте, что учителя младших классов строгие и бессердечные люди. Сейчас никто не предъявляет высоких требований к младшим школьникам касательно дисциплины. Учителя прекрасно понимают, что ребенку сложно сидеть без движения, поэтому нормально реагируют на то, что ребенок отвлекается.

Действительно, в школе к ребенку предъявляют намного больше требований, чем в детском саду. Но и это не должно вызывать у родителей волнения, ведь нагрузка возрастает постепенно, и родители вполне могут помочь малышу адаптироваться к ней. Научить планировать свое время, чтобы все успевать и так далее.

Так чего же мамы и папы на самом деле боятся?

Почему же родители все еще переживают, отводя детей в первый класс? Дело в том, что каждая мама, и каждый папа воспринимают эту новую ступень в жизни ребенка, как еще одну свою собственную ступень к старости. Конечно, зачастую это волнует мам, но и папы бессознательно понимают, что грядет старость. Ведь одно дело, когда ребенок только пошел в садик – это значит, что родители молодые. Но если сын поступил в школу, то молодыми родителей уже никто не назовет. Именно поэтому часто родители впадают в своеобразную депрессию и отдаляются от детей как раз в тот период, когда малышам так нужна родительская поддержка.

Ребенок идет в первый класс: советы родителям

Взрослым волнительно, когда ребенок идет в первый класс. Вспоминаются собственные счастливые и не очень годы в школе: сложности с учебой, недопонимание одноклассников, казусы в дороге и на уроках. И очень хочется сделать путь ребенка по школьным просторам был проще, легче, приятнее. И это реально. Советы родителям, чьи дети идут в первый класс – от психологов, преподавателей, педагогов, помогут первокласснику быстрее адаптироваться и научиться получать от учебного процесса максимум удовольствия.

Сразу оговорю: мысли не мои. Но все они озвучены профессионалами, поэтому заслуживают внимательного изучения, а лучше всего внедрения в жизнь бывшего дошкольника.

1. Настрой на учебу

Это очень простой, но продолжительный по времени этап. Примерно за год – а можно и за два до школы – ребенка стоит приучить к положительному мнению об учебном процессе. А потом добавить к этому предварительную адаптацию.

Для этого родителям будущих первоклассников рекомендуют:

  • много и светло рассказывать о собственных школьных годах, друзьях, интересных событиях;
  • отдать ребенка на подготовительные курсы в школе для знакомства с требованиями, учителями, другими детьми;
  • при нежелании ходить на курсы добавить в программу дошкольника школу развития – более мягкие условия, но все равно приближенные к настоящей учебе.

Ну и, конечно, важно соблюдать режим, чтобы в дальнейшем у ребенка не было проблем с ранним подъемом. Для детей с лабильной нервной системой рекомендовано максимально долго оставлять дневной сон.

2. Лояльность или вседозволенность

В плане строгости у родителей бывает три линии поведения:

Читайте также:  Сколько степеней ожирения существует

Первая: авторитарный – родители лучше знают, что хорошо ребенку и постоянно наставляют и поучают его.

Вторая: попустительская – детям должно быть хорошо, комфортно во всем.

Третий: лояльный – родители интересуются делами ребенка, помогают ему при необходимости, дают возможность выбора, как в делах, так и в ситуациях.

Подсказка: лучший вариант – третий.

3. Работа над самооценкой

Адекватную самооценку нужно формировать у ребенка с самого раннего возраста. Основной ориентир для школьника – мнение родителей.

Нужно хвалить чадо за реальные, путь и небольшие достижения, формировать ситуацию успеха.

Нельзя оценивать личность школьника, обвинять его в несостоятельности и плохих способностях.

4. Стеснительность – враг

Стеснительность появляется по двум причинам:

  • копирование модели поведения в семье;
  • неуверенность в собственных силах.

Чтобы стеснительность не стала преградой к хорошей учебе, необходимо внимательно относится к ребенку.

Важно! Хвалить и ругать нужно за действие, поступок, не акцентируя внимание на личности самого ребенка.

5. Чтобы утренний подъем не стал проблемой…

…необходимо точно понимать, сколько времени нужно ребенку на «раскачку». И будить от этого времени немного с запасом.

Плохое настроение и нежелание что-то делать рекомендуется гасить спокойно без эмоций, по возможности поясняя, что каждый может быть по утрам букой.

Прощаться психологи рекомендуют без негатива. То есть, отказавшись от фраз: «давай сегодня без драк», «жду домой без двоек». Просто «Пока, хорошего дня» будет достаточно.

6. Вранье – бич первоклассников

Часто в школе дети начинают врать. Причина – резкое увеличение ответственности и высокая требовательность родителей.

Если ребенок не справляется с моральной нагрузкой, то он начинает уходить во вранье. Решить эту проблему сможет только низкий уровень критики взрослых… и их желание помогать без оценки ситуаций.

7. Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

8. Безопасность первоклассника

В помощь детям, идущим в первый класс!

Чтобы чадо не попало в беду, надо заблаговременно научить его поведению с незнакомыми людьми.

Знакомые – те, кого знают родители и с кем общаются. А также те, к кому можно приходить в гости и даже ночевать. То есть это родственники и ограниченный круг друзей. Остальные – Незнакомые.

Поведение с незнакомцами простое. При попытке контакта ребенок должен оценить человека, отойти на безопасное расстояние, извинится при необходимости и уйти или сразу убежать к знакомым и безопасным взрослым.

Безопасные в данном контексте – учителя, консьерж, охрана в магазине, банке.

9. Дополнительные занятия

«Допы» – сегодня дань моде, поэтому с ними нужно быть особенно осторожными.

Точно на пользу пойдут все занятия, связанные с физической активностью – спорт, танцы, плавание.

А также остальные по увлеченности ребенка.

Но все без фанатизма.

Перегрузки дошкольники переносят очень тяжело. Если ребенку сложно, лучше отказаться от чего-то, чем давить и заставлять «пахать» во имя родительских амбиций.

10. Гиперактивные дети: помощь ребенку в первом классе

СДВГ – частый диагноз у дошкольников.

Жить с ним спокойно и счастливо можно. Правил всего несколько:

  • четкий распорядок дня;
  • естественная или спортивная активность;
  • спокойная домашняя обстановка.

11. Тайм-менеджмент первоклассника

Учить ребенка управлять временем можно уже в первом классе. Для этого нужен распорядок дня, план/расписание на неделю.

Хорошо работают собственноручно сделанные схемы, в которых отмечены дополнительные и обязательные занятия по дням с отметками времени.

Такая таблица должна быть постоянно в поле зрения школьника, чтобы он учился жить в правильном и понятно режиме.

Когда ребенок идет в первый класс волнительно! Но сделать школьную жизнь более легкой и спокойной в состоянии каждый родитель!

«Шесть приемов» подготовки к школе: советы психолога для родителей первоклассников

Совсем немного остается до начала нового учебного года. Особенно сложно входить в школьный график будет первоклашкам. По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей. Тюменский педагог-психолог Наталья Курманова, уверяет, что в первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе — предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. О том, как психологически подготовить ребенка к новому этапу жизни специалист рассказала в интервью нашему изданию.

Кор.: Очень часто приходится слышать фразу: «Ребенок должен быть психологически готов в школе»… Что следует подразумевать родителям под этой фразой, и можно ли подготовить первоклассника к школе?

Психологическая готовность представляет собой сочетание интеллектуального и личностного развития ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность — научить ребенка читать, считать и решать, и это обеспечит его полную подготовку к школе, но очень важным аспектом в подготовке является внутренняя личностная готовность: его уровень приспособления к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил. В 6-7 лет меняется весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».

Существует такое понятие, как частичная готовность к школе, когда ребенок не способен быстро усваивать новые знания, ему требуется дополнительное время, поэтому учебные программы всегда рассчитаны на детей со средним уровнем подготовленности. Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события. К тому же, программа, рассчитанная для среднего учащегося, им кажется неинтересной, уже изведанной.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Совет родителям: ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Кор: С какими проблемами и трудностями с точки зрения психологической сталкиваются первоклашки в школе?

В первом классе дети чаще всего страдают от смены режима. В детском саду к ним относились более снисходительно, а в школе к ним предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять. Есть проблема неусидчивости, они не могут более 20 минут высидеть на месте. У многих современных детей не сформированы навыки самостоятельности, самообслуживания, они не могут приготовиться к уроку, теряют вещи во время занятий физкультурой, в раздевалке, забывают про портфели. В классе много ребят, и к каждому нужно искать подход. Необходимо привыкать к учителю, к его манерам поведения, к его голосу и т.д. Многие очень негативно реагируют к обращению по фамилии, они обижаются, им сложно принимать себя как отдельную самостоятельную личность, но это необходимо прививать.

Кор.:Есть какие-то простые приемы для адаптации к началу учебы в школе?

Для того, чтобы процесс адаптации проходила для наиболее безболезненно, родителям необходимо приложить усилия уже в летний период.

Первый прием – это первое посещение школы вместе с ребенком. Ребенок должен почувствовать ваш эмоциональный настрой. Если родитель положительно настроен и оптимистичен, по отношению к школе, то ребенок очень глубоко усваивает данную установку, и у него в будущем не будет возникать тревожности от посещения школы.

Второй прием — родителям желательно организовать посещение ребенком школьного лагеря во время летних каникул. Так он сможет быстрее оценить ситуацию и приспособиться, дошкольник уже в летний период осваивает пространство, в котором ему предстоит обучаться. В начале учебного года, ему не придется тратить силы и время, чтобы ориентироваться в школьных стенах, у него будет больше шансов проявлять любознательность к самим школьным предметам, а не к стенам школы.

Третий прием– в августе за 2-3 недели до начала учебного года необходимо урегулировать режим дня, который будет действовать в учебный период, утренний подъем должен соответствовать тому времени, когда вам придется просыпаться в учебное время. Постепенно приучая ребенка к режиму дня, родители помогут ребенку облегчить период адаптации к новым обстоятельствам.

Четвертый прием — при выполнении занятий, взрослым важно соблюдать положительный настрой, чтобы не отпугнуть ребенка.

Пятый прием — занятия лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте 20 минут, после этого наступает утомление, через 5-7 минут смены деятельности, ребенок снова готов активно трудиться. При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой.

Шестой прием — ребенку будет гораздо легче приспособиться к новым условиям, если с ним в классе будет обучаться кто-то из его знакомых. Постарайтесь организовать для ребенка возможность общения со сверстниками, по возможности с будущими одноклассниками.

Педагог-психолог Наталья Курманова

Кор.: Как правильно выстроить режим дня школьника, чтобы ему было комфортно переносить новые нагрузки?

Самым рациональным распределением времени будущего первоклассника является режим дня, в котором будут учтены индивидуальные особенности самого ребенка. Наиболее активные часы детей 6-7 лет: 8.00-11.00 часов и 16.00-17.00.

Читайте также:  Флегмона - причины, симптомы, диагностика, лечение

Например, если ваш ребенок жаворонок, то самые активные мероприятия необходимо планировать на первую половину дня, а если он сова, то будет более активен во второй половине дня. Но, я предлагаю вам выстроить режим дня первоклассника примерно следующим образом. Постарайтесь, чтобы он ложился не позднее 9 вечера и вставал в 7 утра, т.к. первоклассник должен спать не меньше 10 часов, плюс — дневной сон, к которому привык организм. Ребята должны находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день, поэтому сразу после уроков погуляйте с ребенком хотя бы минут 40. Только потом идите на обед — пусть нагуляет аппетит.

Обед должен быть в 13.30-14.00. После этого дайте своему непоседе вдоволь отдохнуть. Не нужно сразу же усаживать его за уроки, после обеда наступает спад работоспособности. Если ребенок привык к просмотру телевизора или к играм, то в период с 15.00-16.00 это самое подходящее время.

Даже если ребенок уже не спит днем, может прийти домой может сразу же заснуть. Это значит, что организм измотался. Дайте ребенку возможность отдохнуть.

Только лишь, когда ребенок поел и отдохнул, можно сесть за уроки. Оптимальное время — 16.00-17.00. В первом классе домашнего задания не задают, но это время можно потратить на то, чтобы пролистать вместе с ребенком изученный в школе материал, помочь ребенку воспроизвести то, что ему запомнилось больше всего в течение дня, выяснить с какими темами могли возникнуть затруднения и помочь ему разобраться.

После приготовления домашнего задания ваше чадо может пойти в секцию или кружок. Дорогу туда как раз можно совместить с прогулкой.

И никаких домашних заданий вечером! Не успеваете на кружок? Лучше отложить одно занятие, чем перенести уроки на вечернее время.

Перевозбуждение, накопившееся за день, нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребенок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребенком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то начать прогулку стоит не позже 19.30, сразу после ужина.

Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Кор.: Какие установки необходимо доносить до ребенка, который идет в первый класс? Некоторые дети, походив немного в школу говорят — не хочу, не пойду, не интересно…Что ответить?

Дети могут говорить — не хочу, не пойду, не интересно по нескольким причинам: родители сами «боятся» школы; нервничают, что им придется брать на себя дополнительную нагрузку и ответственность; когда дети видят, что родители негативно относятся к школе, и даже к учителям; когда у самих родителей отсутствует интерес к знаниям, они не читают; когда ребенок не ощущает поддержки со стороны родителей. Если учитель жалуется на поведение ребенка, а родители, не разбираясь его наказывают, у него закрепляется в сознании, что в школе плохо. Нередко перед поступлением в школу чадо усиленно готовят, а потом ему не интересна программа, которую он уже освоил в дошкольном возрасте. Психологически ребенок упустил период, когда ведущей деятельностью являлась сюжетно-ролевая игра, одним словом – он не наигрался. Поэтому позитивное отношение к школе, к учебе напрямую зависит от отношения к школе значимого взрослого, его родителей.

Самое главное, по мнению психологов, поддержать первоклассника в его желании добиться успеха. Хвалить начинающего ученика надо за каждое достижение. Похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны повысить интеллектуальные достижения даже взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Мамам и папам также советуют не забывать, о том, что когда человек учится, у него может что-то не получаться и это вполне естественно — ребенок имеет право на ошибку.

Специалисты рекомендуют не отправлять ребенка в школу без завтрака, быть внимательным к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие — чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы. Кроме того, нужно контролировать количество времени проведенного за гаджетами, для семилетки норма — всего 15-20 минут в день.

С недавнего времени тюменцы могут получить бесплатную консультацию психолога, по всем возникающим вопросам вас ждут в виртуальном кабинете на портале «Территория здоровья». Здесь можно анонимно обсудить семейные или личные проблемы.

Беседовала Елена КУХАЛЬСКАЯ,
фото автора

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки « > », «

Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать?

Развивающие занятия помогают детям в легкой и увлекательной форме адаптироваться к школе.

Хорошая дошкольная подготовка требует комплексного подхода и особой учебной методики.

Начальное знание английского — преимущество для первоклассника. Как достичь этого без стресса для ребенка?

В ведущих подготовительных центрах заботятся не только об уровне обучения, но и о комфорте для детей.

Стоимость обучения детей дошкольного возраста зависит от уровня учебного учреждения, преподавания и от частоты занятий.

Мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это делать, до сих пор расходятся. Сердобольные бабушки готовы ночи напролет учить малыша читать, чтобы не переплачивать за «специальные курсы», родители же хватаются за голову, пытаясь определить, действительно ли полезны подготовительные программы и, самое главное, что они сами, как родители, могут сделать для своего ребенка, чтобы тот успешно адаптировался в школе. Однако, при правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Одни учителя первоклашек жалуются на то, что некоторые «переподготовленные» дети и уже все умеют, и в школе на первых порах им просто нечего делать. Другие отмечают, что малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски. Третьи восхищаются почти гениальными детьми – только вот эти дети то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, и испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Кстати, зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.

Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.

То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.

Итак, что должен знать и уметь ребенок уже перед школой?

  • ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
  • Самые распространенные растения, животные;
  • Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
  • Цвета, виды спорта и популярные профессии;
  • Имена известных писателей, поэтов;
  • Основные правила дорожного движения;
  • Праздники.

Он должен понимать разницу между:

  • «право» и «лево»;
  • улицей, городом и страной;
  • фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
  • зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
  • буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
  • Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
  • Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
  • Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
  • Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
  • Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
  • Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
  • Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
  • Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.

То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и на специальных подготовительных курсах.

Подготовка к школе в домашних условиях

В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.

  • Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
  • Превратить обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
  • Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
  • Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
  • Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
  • Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Обязательно учтите следующее:

  • Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
  • Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
  • Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
  • Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
  • Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.

Курсы подготовки к школе

О платных курсах подготовки к школе у нас в стране сложилось неоднозначное мнение. Есть такие курсы и при самих школах, есть в некоммерческих организациях, есть в частных студиях. Нередко на таких курсах детей просто «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и легко выполняли нужные задания. Однако намного важнее, чтобы малыш учился сам делать выводы, рассуждать, творчески мыслить.

Поэтому при выборе курсов подготовки узнайте:

  • Есть ли у студии право на развивающую и просветительскую деятельность;
  • По каким программам проводится подготовка (обязательно должна быть система!);
  • Какого уровня специалисты работают;
  • Есть ли свои пособия, материалы или все это придется приобретать самостоятельно;
  • Продолжительность и интенсивность занятий (если слишком много, то подготовка станет для ребенка стрессом, так что уже до школы он может возненавидеть любой учебный процесс);
  • Сколько человек в группах. По сути, чем меньше, тем лучше, ведь в маленьких группах есть возможность уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Стоимость подготовки ребенка к школе

Стоимость занятий будет зависеть от уровня школы, преподавания, от частоты занятий, оттого, понадобится вам дополнительно приобретать учебные пособия и другие материалы, включено ли питание, работа психолога, дополнительные уроки по физическому развитию (например, йога). В целом, цены на индивидуальные занятия начинаются от 1500 рублей, на групповые – от 1000 рублей за 40 минут, по абонементу (2 раза в неделю) – от 3500 рублей, полный пакет со всеми занятиями и питанием – от 8 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – домашний репетитор, который готовит ребенка к школе на дому, возьмет за один только выезд от 3000 рублей.

Стоит ли заниматься платно или нет – решать вам. Однако даже если у вас есть время на домашние занятия, не лишним все-таки будет поводить малыша на курсы, особенно, если он не посещает детский сад. Даже элементарные навыки общения с разными людьми и умение строить отношения в разных ситуациях, когда мамы с папой нет рядом, пригодятся ему в последующей жизни. И тогда первый год школы не превратится в сильнейший стресс.

Подготовка к школе в Москве

Подготовить ребенка к первому классу и последующей успешной учебе помогут специалисты частной школы «Лучик», педагоги и психологи. Как правило, в группе занимается 6-12 детей 5-6 лет, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Помимо основных занятий по грамоте, письму, счету, проводятся творческие уроки по рисованию, музыке, ритмике, в процессе которых у ребенка развивается пространственно-зрительное мышление, координация, память, речь. Обязательная часть подготовки – работа с психологом и оздоровительная программа (здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, фитотерапия и др.). Более подробную информацию можно получить здесь www.luchik.ru

Лицензия № 035957 от 27 февраля 2015 г. выдана Департаментом образования города Москвы.

Под­го­тов­ка к шко­ле – это не толь­ко стрем­ле­ние на­учить ре­бен­ка скла­ды­вать бук­вы в сло­ва и уметь счи­тать пти­чек на за­бо­ре. Это ком­плек­с­ный про­цесс, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го ма­лыш дол­жен на­учить­ся ду­мать, иметь во­об­ра­же­ние, раз­вить па­мять, уметь пра­виль­но об­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми его людь­ми и быть го­то­вым ре­шить про­бле­му и ори­ен­ти­ро­вать­ся в раз­ных си­ту­а­ци­ях. Без­ус­лов­но, сто­ит за­ни­мать­ся с ре­бен­ком и до­ма, но для бо­лее успеш­ной под­го­тов­ки мож­но вы­брать про­ве­рен­ные кур­сы, где с бу­ду­щим пер­вок­лас­сни­ком бу­дут ра­бо­тать на­сто­я­щие про­фес­си­о­на­лы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector