Утро добрым не бывает: как научить ребенка собираться в школу - Vodako.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Утро добрым не бывает: как научить ребенка собираться в школу

Сборы в школу – быстро: как научить ребенка все успевать по утрам

Вовремя встал и оделся – получаешь призовые очки

Зимой особенно трудно вставать по утрам в школу и на работу. Что делать, если ребенок вообще собирается медленно, а сейчас особенно? Попробовать метод, который предлагает психолог Алан Каздин: разработать систему поощрений (внимание: именно поощрений!), назначить призовые очки за желательное поведение, скрупулезно подсчитывать их и стимулировать ребенка заранее оговоренной наградой. Вот как это работает.

Во многих семьях сборы в школу превращаются в кошмар, словно это посадка самолета в неблагоприятных погодных условиях. Нужно сделать массу мелких дел, и сделать правильно: все должны встать, умыться, одеться, позавтракать, собрать портфели, всунуть ноги в уличную обувь, натянуть куртки, выйти из дома, сесть в машину, отправиться на остановку автобуса, идти пешком до места назначения и т.д. Там, где несколько детей отправляются в школу, а родители на работу, 5-минутное опоздание равносильно катастрофе.

Поэтому родители 9-летней Сары рвут и мечут, когда она все еще валяется в кровати после трехкратного напоминания о том, что время вышло. Еще Сара может 20 минут выбирать блузку, сидеть, уставившись в пространство и накручивая локоны на палец — когда предполагается, что она ищет тетрадку по математике. Нам нужно решить эту проблему.

Проблема — и ее позитивные противоположности

Первый шаг — наблюдение и определение действий в настоящее время. Что именно ребенок делает утром? Перечислите. Родители Сары пытались говорить в целом, например: «Она долго раскачивается и копается». В конце концов я добился подробностей: «Она слишком долго не выходит к завтраку». Вот мы получили описание конкретных действий: «Когда мы будим Сару, она встает, но потом ложится обратно в кровать, пока мы не начинаем орать. Это занимает минут 15. Затем она 20 минут выбирает одежду. После этого она слишком долго собирает тетради и учебники».

Получив ясное представление о последовательности действий, которые мы бы хотели изменить, мы можем сосредоточиться на формировании желательного поведения. Конечный вариант утра будет выглядеть примерно так: «Мы хотим, чтобы Сара вовремя вставала утром, быстро и спокойно одевалась, завтракала, собирала портфель и была готова выйти из дома в 7.30. Мы хотим, чтобы она все это проделывала без напоминаний».

Начнем с выбора одного или двух действий, которые родители считают наиболее проблематичными. Например, родители сказали, что Сара 15 минут валяется в кровати и еще 20 минут выбирает одежду. Ключевое действие здесь — встать с кровати. Мы установили такие правила: если Сара встает в течение 10 минут после пробуждения (по будильнику или ее будят родители, не важно), то она получает очко. Если через 20 минут она спускается к завтраку, полностью одетая, то получает другое.

Система очков и призы

Мы собирались поощрять успехи Сары и вести их учет при помощи таблицы достижений. Этот подход подразумевает похвалу, призовые очки и награду, которую можно купить за полученные очки. Все это поощряет желательное поведение.

Итак, вам надо нарисовать таблицу, выбрать «валюту» (очки, стикеры и т.д.), добавить «стоимость» определенного поведения (1 очко за это, 2 — за то) и выбрать призы, которые Сара сможет купить за полученные очки.

Кроме того, помните несколько главных правил:

  • таблица должна висеть на видном месте, чтобы служить предопределяющим условием для желательного поведения;
  • вам нужно сразу начислять очки за правильные действия;
  • вы должны всегда хвалить девочку одновременно с начислением очков;
  • вы должны быть очень последовательны в назначении очков и вознаграждения. Каждый раз, когда Сара выполняет требуемое, она должна получать очко; и наоборот: никаких призов, если нет заработанных очков.

Теперь перейдем к подробностям. Начнем с призов. Большинство призов должны быть «ценой» всего в несколько очков. Такие призы Сара может зарабатывать почти каждый день, особенно в начале программы. Естественно, эти призы должны соответствовать возрасту и вкусам девочки: бижутерия, разрешение скачать фильм или музыку на платном сайте и т.п.

Кроме того, вы можете предложить ей и «бесплатные» привилегии — выбрать себе занятие в свободное время или меню для семейного обеда; разрешение позже обычного времени лечь спать; совместное с мамой приготовление любимых блюд; день беспорядка в собственной комнате — подойдет любой вариант, который понравится вашему ребенку.

Переходим к стоимости вознаграждений. Если мы собираемся работать над последовательностью действий (встать, одеться и позавтракать быстро и без напоминаний), то цена может быть такой: Сара получает очко за подъем с кровати в течение 10 минут после пробуждения; еще одно — за одевание и выход к завтраку в течение 20 минут после пробуждения; и она может заработать бонус, если получит оба очка за одно утро. Таким образом, Сара может заработать 3 очка за утро или 15 в неделю.

У нас будет 6 призов. Для начала это достаточное количество: 2 приза за 2 очка, 2 — за 4, 2 — за 10 и 12 очков. Так Сара сможет получать приз каждый день, если выполнит все условия (2 очка). Если она в один день выполнит действия частично (1 очко), то приз не получит; но на следующий день она поднатужится и заработает 3 очка. Тогда Сара получит право купить 4-очковый приз.

Чтобы получить суперприз (это может быть поход в аквапарк и т.п), Саре придется трудиться долгое время. Цена будет высока — скажем, 35 очков, и Саре понадобится примерно месяц, чтобы заработать такую сумму. Но это общее количество очков, которые она одновременно может тратить на небольшие призы.

Каждую неделю мы будем переносить во вторую таблицу суммарное количество очков из первой — несмотря на то что эти очки могут быть уже потрачены. Заработав нужное количество очков, Сара получит суперприз. Такой дополнительный стимул очень хорошо действует на 9-летних детей, которые быстро разбираются в системе и с удовольствием отслеживают собственный прогресс.

Самое главное — похвала

Как всегда, не забывайте хвалить — это жизненно важно. Система вознаграждения всего лишь помогает вам не запутаться в назначении призов. Но похвала обязательно должна сопровождать вознаграждение. Например, прекрасный ход — зайти к Саре вскоре после ее пробуждения и похвалить за то, что она встала и собралась. Можно добавить: «Иногда мне кажется, что ты совсем взрослая».

Когда вы хвалите 9-летнего ребенка, интонация голоса должна быть иной, чем для похвалы 4-летнего. 4-летнего ребенка вы должны хвалить, как группа поддержки на спортивных соревнованиях — 9-летнему достаточно сказать: «Здорово, Сара! Ты вовремя вышла к завтраку!» — и показать поднятый вверх большой палец.

Еще одно важное замечание по поводу вознаграждений: не скупитесь на очки. Родители нередко ждут, пока дети не продемонстрируют полностью желательное поведение, и только потом вносят очки в таблицу. Это ошибка. Помните: мы формируем поведение, и нужно искать все возможности для вознаграждения самых малых позитивных сдвигов.

Работая над формированием поведения, постарайтесь не придираться и не ворчать. Если Сара не выполняет ваши просьбы, повторите просьбу только раз, а потом скажите, что она упустила возможность заработать очко. Может, в следующий раз ей повезет больше. Если она делает успехи и выполняет просьбы без напоминания, предложите ей бонус: встав с кровати, одевшись и сев за стол без напоминаний, она получит дополнительное очко.

Так мы пытаемся ослабить участие родителей, чтобы Сара приобрела привычку собираться в школу самостоятельно. Это важный момент, потому что программа является временной мерой — она постепенно прекращается по мере превращения действий в привычку, не требующую подсказок с вашей стороны.

Есть прогресс?

Через 3 дня или даже через неделю после начала программы вы должны заметить некоторый прогресс. Если наблюдаются положительные сдвиги, продолжайте работать в том же направлении. Вы можете добавить дополнительное вознаграждение: очко за последовательность выполнения действий.

Это особенно необходимо, если Сара не всегда хорошо справляется: один день удачный, другой — нет. В этом случае она может заработать дополнительное очко за правильные действия в течение 2 дней подряд (всего 3 очка за 2 дня). Обязательно отметьте и похвалите Сару за получение дополнительного очка: «Ого, ты не только собралась и вовремя вышла к завтраку, но сделала это два дня подряд! Это потрясающе, и ты получаешь еще одно очко».

Если она постоянно получает третье очко, усложните задачу. Назначайте бонус за 4, 5 дней подряд или даже за полную неделю своевременных сборов. Выполнив желательные действия 4 дня подряд и заработав по 3 очка в день, она получит 2 очка дополнительно; за полную неделю (3 очка в день) — 3 бонусных очка.

Читайте также:  Топ 10: без чего не может нормально функционировать женский организм

Нет результатов?

Что делать, если поведение не улучшается? Выполняет ли Сара хоть какое-нибудь желательное действие? Можно ли заметить, что она немного быстрее встает с кровати и одевается хотя бы изредка? Если да, попытайтесь спровоцировать желательное поведение: вы можете начать выполнение действий вместе с Сарой.

Если ребенок никогда не совершает желательные действия, если через несколько дней работы программы она не сделала ничего, о чем ее просили, следует взяться за дело более настойчиво. Постарайтесь заинтересовать Сару системой вознаграждений: «Давай я помогу тебе заработать несколько очков». Возможно, вам потребуется оставаться с ней в комнате какое-то время и подавать ей предметы одежды. Но это временная мера — не волнуйтесь, что вам придется делать это каждое утро, пока она не уедет учиться в колледж. Ваше присутствие (а не просто словесные подсказки) поможет девочке быстро одеться.

Может, вы установили слишком жесткий временной срок? Если вы пытаетесь сократить время одевания с 20 до 5 минут и ничего не получается, уменьшите срок с 20 до 15, а потом, если Сара справится, и до 10 минут и т.д. Мы хотим, чтобы у Сары все получилось. Не поднимайте планку слишком высоко.

И, наконец, результаты. Самое главное — отмечать малейшие признаки прогресса и вознаграждать их. Что касается призов, то следует еще раз проверить, насколько они ценны для Сары. Постарайтесь добавить «перца» в процесс выполнения действий и зарабатывания очков. Вы можете объявить какой-то день «днем двойных очков». Например, раз-два в неделю, или в дождливый день (когда люди становятся сонными), или же день по ее выбору (но не чаще, чем дважды в неделю) Сара будет получать вдвое больше очков за те же действия.

В такой «двойной» день вы можете поддразнить девочку, когда она собирается: «О нет, ты сейчас сорвешь банк и заработаешь слишком много очков». (Шутки стимулируют зарабатывать очки, а взволнованные и тревожные замечания — плохие помощники.)

Я хочу еще раз упомянуть о чрезмерных ожиданиях родителей, которые слишком часто устанавливают высокие и нереальные стандарты: «Делай, что нужно, регулярно, каждый день, и мы подумаем о вознаграждении». При формировании желательного поведения мы начинаем с малого. Наша цель — один удачный день или даже шаг к нему.

Как научить ребенка быстро собираться в школу

  • Как научить ребенка быстро собираться в школу
  • Как собрать ребенка в школу
  • Как не опаздывать в школу

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

Правила утренних сборов для школьников и их родителей

Утро — лучшая часть дня. Работающие родители школьников на этом месте только усмехнутся. Времени ни на что не хватает, а дети путаются под ногами и словно назло не могут ничего сделать быстро. Повторяю, утро — лучшая часть дня, если правильно всё организовать. Попробуйте применить наши советы на практике, и вы увидите, что собрать ребёнка в школу можно без нервотрёпки.

Простые, но работающие советы

Высыпайтесь

Первый и самый главный совет. От качества и количества отдыха зависит наше самочувствие, настроение и работоспособность. Не выспались — весь день под откос. Сложно сориентироваться, когда нужно сказать «стоп» домашним делам и отправиться на боковую? Мы рассказывали об удобном калькуляторе, который поможет определить правильный момент отхода ко сну. Для детей просто прибавляйте к получившемуся времени ещё 2–3 часа. Например, если вам с ребёнком нужно встать в 7 часов утра, малыш должен быть в постели уже в 20:00, а вы ложитесь не позже 22:00.

Собирайтесь с вечера

Чтобы избавиться от изрядной доли утреннего стресса, сделайте всё необходимое накануне вечером. Например, сразу после ужина разложите то, что домочадцы завтра возьмут с собой, по контейнерам и поставьте их в холодильник. У нас есть недельный набор идей для обедов на вынос, поэтому вы можете не ломать над этим голову. С вечера сделайте завтрак или заготовки для него, чтобы не тратить время утром.

Дети могут собрать свои тетради и учебники, а также подготовить то, что они завтра наденут. Выделите отдельное место, где будут храниться все школьные принадлежности, чтобы не нужно было искать, куда на этот раз запропастился рюкзак, сменная обувь или коробочки для обедов. Кстати, организуйте такое место и для своих вещей — беготня по всему дому в поисках телефона или ключей выглядит забавно только в первый раз.

Читайте также:  Какие гормоны сдать при ожирении

Вставайте раньше, чем ваши дети

Если поставить будильник на 15–30 минут раньше времени подъёма домочадцев, войти в рабочий ритм будет куда легче. В идеале вы должны успеть сходить в душ, одеться и употребить дозу кофеина. Придумайте утренний ритуал, который обеспечит вам хорошее начало дня, и выполняйте его до того, как проснутся дети.

Составьте расписание

Просто перечень всего, что нужно сделать с утра. Для маленьких детей можно использовать вместо словесных описаний картинки с действиями.

Примерные пункты:

  • Почистить зубы.
  • Причесаться.
  • Умыться.
  • Одеться.
  • Позавтракать.
  • Обуться.
  • Взять рюкзак и контейнер с обедом.

Когда составите список, пройдите все этапы вместе с ребёнком, проговаривая важность каждого шага.

Ставьте посильные задачи

Давайте детям поручения, с которыми они способны справиться. Если ребёнок постарше может самостоятельно принять душ и одеться, малышу это будет не под силу. Учитывайте детские возможности и ставьте для задачи разумные сроки, чтобы быть уверенным в её выполнении. Поощряйте инициативу ребёнка в исполнении этих поручений и не делайте за него абсолютно всё. Конечно, одеть малыша вам будет куда быстрее, но это медвежья услуга, отбивающая у детей желание осваивать новое.

Правило «Когда — тогда»

Одно из самых эффективных средств в арсенале родителя — правило последовательного выполнения действий с отложенным вознаграждением. Или, если проще, «Когда — тогда». Это правило поможет мотивировать ребёнка выполнять все утренние обязанности, даже такие противные, как чистка зубов или одевание. Ненавистные занятия перемежаются самыми желанными — завтраком, играми или просмотром мультиков. Определяем, что из списка утренних дел ребёнок любит больше всего, и делаем получение этого возможным только после выполнения всего остального. Например, когда малыш оденется и заправит постель, тогда все сядут завтракать. Будьте уверены в своей твёрдости и решительности, иначе использование правила теряет всякий смысл.

Сохраняйте спокойствие

Дети прекрасно чувствуют, что вы торопитесь, и в противовес этому невольно начинают «тормозить». Когда всё идёт наперекосяк, выдохните, объясните своему ребёнку, почему вам сейчас нужна его помощь, и спокойно скажите, что он должен сделать. Малыши склонны копировать наши действия и тон разговора, поэтому, если вы замечали за собой, что по утрам часто общаетесь на повышенных тонах или проявляете своё недовольство с помощью шлепков или толчков, постарайтесь пересмотреть своё поведение.

Выходные — это праздник

В субботу и воскресенье можно не стремиться во что бы то ни стало выполнить все пункты традиционного расписания. Просто убедитесь, что дети хорошо выспались, а в остальном можно расслабиться и отступить от привычного сценария. Приготовьте вместе завтрак, почитайте детям сказку перед тем, как они пойдут умываться и чистить зубы, посмотрите всей семьёй мультфильмы, отправьтесь в кафе или по магазинам. Придумайте вместе с детьми такие варианты развлечений, которые порадуют каждого члена семьи.

Справляемся с жаждой внимания

Дети могут всячески противиться установленному распорядку, начиная бесконечные споры о том, что на завтрак, отказываясь надевать приготовленные вещи или просто играя, когда уже нужно быть полностью готовыми к выходу. По утрам они часто хотят, чтобы родители уделили им немного внимания, а сопротивление или бездействие гарантированно помогают добиться желаемого. Есть несколько способов удовлетворить обе стороны конфликта — чадо получит дозу вашей заботы, а вы сможете вовремя выйти из дома.

  • Подбадривайте и напоминайте, но не надо нянчиться. Дайте ребёнку самому осознать последствия его копаний — пропущенный завтрак, например, или забытая тетрадь с домашней работой.
  • Договоритесь, что телевизор можно смотреть только после того, как все сборы закончены.
  • Используйте в детской будильник. Так вы будете уверены, что ребёнок будет вставать каждый день в одно и то же время и не проспит, если вы замотаетесь и забудете его разбудить.
  • Избегайте нотаций. Вопросы типа «Что случится, если ты вовремя не оденешься?» и «Как ты чувствовал себя, опоздав на урок?» куда эффективнее помогут вовлечь ребёнка в диалог. От нудных лекций хочется заткнуть уши, а самостоятельные рассуждения помогают понять связь между поступком и результатом.
  • Расскажите о случаях из своей жизни, когда вы откладывали дела на потом, и о последствиях этой прокрастинации. Такие истории очень поучительны для детей.
  • Планируйте наперёд и давайте ребёнку достаточно времени для выполнения его задач. Помните о важности трезвых ожиданий.
  • Дайте ребёнку понять, что нуждаетесь в его помощи, и скажите, что будете очень благодарны, если он оденется вовремя, чтобы вы успели в школу. Это приглашает к сотрудничеству, а не провоцирует протест.

Краткий план действий для хороших родителей

Вот несколько вопросов, ответы на которые подскажут, что не так с вашим утром.

  • Есть ли у детей свой список утренних дел и следуют ли они ему? Будут ли малыши выполнять свои обязанности с большим удовольствием, если оформить перечень обязанностей в виде красочного расписания?
  • Есть ли среди процедур, которые вы с детьми выполняете каждое утро, те, что можно сделать накануне вечером? Например, выбор одежды, подготовка и расфасовка обеда, укладка рюкзака и так далее.
  • У вас есть время в тишине и покое выпить чашку кофе до момента, когда проснутся дети?

Здесь нет правильных или неправильных ответов. Цель этих вопросов — просто помочь вам выяснить положение дел и понять, что можно изменить, чтобы сделать утро добрым для вас и всей семьи.

Изучите расписание сна домочадцев и удостоверьтесь, что никто не страдает от недосыпания. Всего несколько недель нормального сна помогут понять, насколько легче стало вставать. Обсудите с семьёй значение усилий каждого в том, чтобы по утрам все были в хорошем настроении и вовремя готовы. Совместно придумайте идеи для развлечений на выходных, чтобы каждый с нетерпением ждал этих дней.

Попытки наладить утренний распорядок поначалу могут отпугивать мнимой трудоёмкостью, но лёгкость, с которой вы с детьми через некоторое время будете собираться, оправдывает затраченные усилия сполна. Ваше утро из самого противного превратится в самое спокойное время и станет отличным началом хорошего дня.

Лайфхак: как быстро с утра собрать ребенка в школу

Можно представить, какие муки испытывают родители, чей ребенок с утра начинает устраивать скандал, а все из-за нежелания просыпаться и идти в школу или садик.

Много нервов можно потратить, пытаясь разбудить сонное чадо, которое никак не хочет открывать глаза. Как не испортить отношения, нужно ли кричать на ребенка, помогут ли уговоры и как не паниковать – корреспондент медиа-портала Caravan.kz подготовил инструкцию, как быстро собрать ребенка в школу.

Высыпайтесь

Всем знакомо состояние, когда не высыпаешься и все идет под откос. От количества и качества сна зависят хорошее настроение, работоспособность. Ученик первого класса должен спать не менее 10 часов.

Делегируйте полномочия

Если ребенок в состоянии сам одеться и почистить зубы, не надо это делать за него. Сестренки и братишки могут помочь друг другу дотянуться до зубной пасты, включить кран.

«5 минут» не работают

Нам бы всем хотелось, чтобы это работало, но нет. Не получится у организма выспаться, если постоянно переводить стрелки будильника. Усилием воли и с радостным настроением надо просыпаться сразу. Не ставьте будильник на повтор, чтобы не пришлось извиняться за опоздание в школе или краснеть на работе. Начинайте будить ребенка за 10-15 минут до того момента, как нужно действительно вставать, сделайте легкий массаж, дайте ему понежиться в теплой постельке и окончательно проснуться.

Готовьтесь заранее, еще вечером

Подготовьте заранее одежду. Это избавит вас от спешных поисков в шкафу. Не забудьте посмотреть прогноз погоды, подготовить носки и обувь, собрать рюкзак и все нужное для садика или школы.

Хорошее настроение

Поставьте ритмичную и энергичную музыку, под которую будет легче проснуться, собираться, и к тому же будет веселее. Утренние часы станут легче и счастливее, если с утра дать ребенку теплый чай или какао в постель, главное – чтобы напитки были не очень сладкими.

Правильно завтракаем

К завтраку лучше выходить уже одетыми, так не придется есть торопясь или на ходу. Выбирайте питательные блюда.

Но что делать, если обычные советы никак не работают и утренние сборы превращаются в сложную суперзадачу? На этот вопрос мы попросили ответить детского психолога Надежду Хасанову.

– Если ребенок с утра никак не хочет вовремя вставать, собираться в школу, нужно ли его уговаривать, правильно ли его будить криком?

– Здесь важно понять причину, почему ребенок не хочет собираться в школу. Возможно, ему просто сложно вставать. Значит, нарушен режим. И, скорее всего, он не высыпается.

Крик точно не поможет, потому что утром это стресс, организм еще не находится в активной фазе. Лучше, чтобы родители вставали раньше ребенка и за полчаса потихоньку начинали его будить, говорить что-то, сказочку рассказывать бодрящую.

Ребенок должен быть спокойно выспавшимся, насколько это возможно. С вечера лучше собрать одежду, рюкзак и самое основное. Есть детки, которым совсем с утра тяжело. Таким можно помочь одеться, можно носочки на него надеть, пока он в кровати лежит, проводить в туалет или ванную.

Если ребенку совсем плохо, можно ему помогать. Здесь никак самостоятельность не пострадает. Сопроводить его с постели куда-то не вредно, особенно это касается первоклассников и второклассников, которым пока сложно соблюдать систему времени.

– Что делать, если ребенок устраивает утром истерики и много капризничает?

– Здесь снова либо что-то в школе происходит, либо что-то дома происходит, или ребенку страшно, или какие-то причины вовне. Бывает, голова болит у ребенка. Телесный дискомфорт надо исключать.

Главное – не срываться, не кричать в ответ на ребенка, потому что это только усугубит ситуацию, еще больше стресса будет для двоих. Скорее всего, брать время, возможно, дать ребенку музыку, забавные песенки с утра поставить. Нужно, чтобы было время проснуться ребенку с удовольствием.

Одно из самых важных правил – чтобы ребенок засыпал в хорошем настроении. Перед сном надо исключить стрессы, ссоры, особенно ругань между родителями. Чем комфортнее и своевременнее отход ко сну, тем ребенку будет легче вставать.

Если ребенок – первоклассник, например, то родитель может поделиться с ним историей о том, что утром всем тяжело вставать, как-то поддержать ребенка этим, не стыдить и не критиковать. Если дело в режиме, то нужно на 20 минут раньше укладывать ребенка спать. Возможно, как раз этого времени ему и не хватает.

– Как выработать у ребенка ответственность, чтобы он понимал, что если поздно ляжет, не выспится?

– Это исключительно семейные традиции. Возможно, ребенок очень мало времени проводит с родителями и поэтому оттягивает время сна, чтобы побыть еще вместе, всей семьей. Ребенок сразу просится в туалет, или поесть, или еще что нибудь сделать, лишь бы не ложиться. И тогда поможет ритуал, например, чтение книги, тихая спокойная игра перед сном, чтобы ребенок понимал, что есть действие, после которого он ложится спать.

Организм ребенка привыкает к режиму. И если месяц, например, засыпать в 9 часов, то ребенок потом просто и легко сам ложится в 9 часов, становится сонным. И ритуал с книжкой, объятиями поможет. Или, например, можно рядышком посидеть, спросить: «Назови пять вещей, которые тебя удивили сегодня, которые тебе понравились», «Расскажи, что тебя расстроило», чтобы ребенок смог перед сном через анализ дня скинуть энергию, которая накопилась. Вспомнить радостное, грустное – надо, чтобы родитель инициировал простыми вопросами разговор и ребенок просто рассказал. Это разгружает, чтобы утром этот груз уже не тянул.

Обязательно хвалите ребенка. Если получилось встать пораньше, в хорошем настроении, можно сказать: «Я тобой горжусь, у тебя получилось, тебе самому нравится, все успел». И если ребенок сам никогда не собирал рюкзак, то важно собирать его с вечера вместе. Тогда ребенок включен в процесс, у него появляется ответственность. Если ребенок медленный и хочет поваляться, то лучше с вечера все подготовить и дать ему 15 минут поспать. Если есть режим и хорошее настроение – это уже 80 процентов решения задачи. Ну и невропатолог тоже важен. Если ребенок с внутричерепным давлением и в период обучения чувствует себя вялым или у него болит голова, стоит проконсультироваться со специалистом.

Методики, как научить ребенка быстро собираться по утрам

Реально планируйте свой день

Для большинства семей основной причиной утреннего стресса является нехватка времени. Родители мечутся, пытаясь все успеть, поторапливают своих детей, а дети, раздраженные из-за постоянной спешки, как назло, делают все еще медленнее. Потратьте время на то, чтобы изменить распорядок дня, и ваше утро станет спокойнее.

Подготовьте все, что возможно, накануне вечером.

Подпишите дневник, упакуйте еду, которую дети возьмут с собой в школу (с их помощью, конечно), и убедитесь, что они собрали свои школьные сумки и не забыли поставить их у двери. Покапризничав несколько дней, дети привыкнут к новым правилам, и утро станет спокойнее.

Будите семью на двадцать минут раньше, чтобы у всех было больше времени.

Утреннее спокойствие станет своеобразной компенсацией за то, что вам придется встать пораньше. Вы выделяете время на то, чтобы дети успели сделать все необходимое в своем собственном темпе, и даже на то, чтобы побездельничать, или поискать жизненно важный листок бумаги, или закатить истерику, при этом вы не будете постоянно переживать, что можете опоздать. Имея запас времени, вы будете меньше напрягаться, а это приведет к тому, что вы будете меньше раздражаться. И когда вы почувствуете себя спокойнее, вы вспомните, что нужно описательно хвалить даже незначительные успехи ваших детей. А раз все идет замечательно, у вас появится немного времени, чтобы поиграть с детьми перед отъездом в школу.

Дети часто медлят по утрам, чтобы привлечь наше внимание. Особое время восполняет потребность ребенка в позитивном внимании и облегчает сотрудничество.

Описательно хвалите даже незначительные успехи

Вот несколько примеров того, что вы могли бы сказать утром, чтобы отметить даже незначительные успехи детей. Чем чаще вы будете использовать описательную похвалу, тем спокойнее будет проходить ваше утро.

Ты уже открыл глаза и даже не жалуешься, хотя я знаю, что ты совсем не хочешь вылезать из теплой, уютной постели.

Последние три дня ты встаешь с постели по первому звонку будильника. У тебя теперь больше времени на то, чтобы собраться. И наше утро становится гораздо приятнее, потому что никто не торопится.

Спасибо, что не разбросал одежду по комнате, хотя не хотел переодеваться. В комнате такой порядок.

Ты не играешь сейчас, потому что знаешь: пора одеваться. Ты не забыл, что мы сначала одеваемся, а потом играем, и мне даже не пришлось тебе напоминать.

Ты уже надел нижнее белье и один носок. Ты, можно сказать, почти одет. Я хочу крепко обнять тебя прямо сейчас!

Ты не забыл о новом правиле и полностью оделся прежде, чем сел завтракать. Ты даже не забыл обуться.

Ты сложил учебники в рюкзак вчера вечером. Это разумный способ убедиться, что ты ничего не забыл.

Я рад, что ты сам поднял книги с пола и положил их на кровать. Я не сказал ни слова. Это проявление самостоятельности.

Даже когда твоя сестра облилась соком, ты не рассмеялся. Ты даже не ухмыльнулся. Ты очень добрый.

Вот несколько примеров применения ответного слушания для решения многих утренних проблем.

Тебя, наверное, раздражает, когда ты не можешь найти два одинаковых носка.

Бьюсь об заклад, ты хотел бы поваляться эти десять минут в постели. Под одеялом так уютно.

Ты наверняка очень переживаешь из-за сегодняшнего тестирования.

Ты так хотел съесть банан, а твой брат съел последний. Какое разочарование! Но ты не кричишь на него. Ты контролируешь себя.

(Пример эффективной комбинации ответного слушания и описательной похвалы).

Никогда не просить дважды

Возможно, вам придется использовать метод «Шесть шагов», чтобы поднять ваших детей с постели, заставить их одеться, почистить зубы, расчесаться и сесть завтракать. Если вы будете применять методику «Никогда не просить дважды» последовательно, очень скоро она вам не понадобится.

Вознаграждения и наказания

Вознаграждением за то, что дети не слоняются без дела, может быть игра с мамой и папой перед выходом в школу.

Когда вы начнете применять эти стратегии, ваше утро очень скоро перестанет быть напряженным и торопливым и вы начнете получать от него удовольствие. Ваши дети пойдут в школу или сад, чувствуя себя намного лучше, и будут увереннее справляться с повседневными задачами. И для вас начало дня станет более спокойным. Чем больше стратегий вы включите в свой утренний распорядок, тем быстрее увидите улучшения!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Фото – Из открытых источников